Урок 35 Тема: Основные сведения о языке программирования. Алфавит языка. Данные. Цели урока: Образовательные иметь представление об основных языках программирования; дать понятие об особенностях языка программирования QBASIC; познакомиться с алфавитом языка. Развивающие: формировать умения применять ранее полученные знания; прививать потребность в приобретении новых знаний; формировать компьютерную грамотность, информационную культуру; развивать образное мышление. Воспитательные: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, аккуратность, трудолюбие; прививать интерес к предмету; развивать потребность в приобретении навыков самостоятельной работы; воспитывать внимательность, аккуратность, добросовестность при выполнении работы. Межпредметныесвязи: 1.Обеспечивающие: Математика, физика. 2.Обеспечиваемые: Информационные технологии в профессиональной деятельности. Оборудование урока: 1. ПК, среда программирования QBasic. 2. Комплекс мультимедийного оборудования. 3. Образцы выполненных работ. 4. Раздаточный материал: карточки с заданиями. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Приветствие, проверка присутствующих. II. Проверка домашнего задания 1. Понятие алгоритма 2. Свойства алгоритмов 3. Типы алгоритмов 4. Способы записи алгоритмов III. Изложение нового материала. Слайд № 1. Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Одним из первых языков программирования был известный всем Бейсик (Basic), созданный в 1964 году в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире. Слайд №2 Под языком программирования мы будем понимать совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера. Бейсик – один из языков программирования высокого уровня. Разработан первый Бейсик в 1964 г. сотрудниками Дартмутского колледжа Дж. Кемени и Т. Курцем. Интересно происхождение названия языка. В прошлом веке один английский миссионер выделил из английского языка триста наиболее употребительных слов, назвал их Basic English и стал обучать туземцев. Опыт оказался весьма успешным, и контакты с аборигенами значительно упростились. Создатели языка Бейсик стремились достигнуть того же эффекта — облегчить понимание между "туземцами" — начинающими программистами, и компьютерами. Аббревиатура BASIC так и расшифровывается — "Beginner's All purpose Symbolic Instruction Code", что в переводе значит "многоцелевой язык символических команд для начинающих". Большое достоинство Бейсика, из-за которого его изучение продолжается в школах и поныне — это возможность создавать диалоговые программы. Слайд № 3 Алфавит языка бейсик заглавные (прописные) буквы латинского алфавита – A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z; арабские цифры – 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0; разделители – запятая (,), точка с запятой (;), точка (.), двоеточие (:), апостроф(‘), кавычки ("), открывающаяся скобка ( , закрывающаяся скобка ) , символ Пробел; знаки арифметических операций - + (сложение), - (вычитание), * (умножение), / (деление), ^ (возведение в степень); знаки операций отношений - > (больше), < (меньше), = (равно), <> (не равно), >= (больше либо равно), <= (меньше либо равно). Русские буквы в записи служебных слов (операторов) использовать нельзя! Можно только в комментариях. Слайд № 4 Переменные в Бейсике. Переменные – это области оперативной памяти компьютера, которые имеют имя, данное нами, и значения, которые могут меняться. Имя переменной должно состоять не более чем из сорока символов (латинские буквы, цифры);не может начинаться с цифры; запрещены точки, запятые, звездочки, вопросительные знаки, пробелы. Примеры правильных имен переменных: X, Y, Z, IVAN; IVAN3, S1, T234, LOVE7, R6N8F43. Слайд № 5 Типы переменных – числовой и строковый. Переменные различаются по типу хранимой в них информации: числовой тип – для хранения различных чисел; строковый тип – для хранения символов и строк (в таком случае к имени переменной добавляется обязательный символ $, например, X$ или QUIKE3$). Слайд № 6 Постоянная (константа) Величина, записанная в виде конкретного числа: целые вещественные строковые (символьные) IV. Закрепление Слайд № 7 Задание1 Распределите в два столбика правильные и неправильные записи имен переменных: Y, 23DROVA, ИВАН, YOU*MI, IVAN,MAX,S1, R2HG89,AV?, Г3. Слайд № 8 Вопросы 1. Укажите тип переменной, если её значение равно: а) 65 б) «школа» в) 29,456 2. Определите тип для величин: а) название фильма б) объём в) кол-во дней 3. Определите, является величина постоянной или переменной а) рост б) имя в) название месяца 4. Чему равно значение Х после выполнения двух операторов присваивания? Х=2 Х=Х+1 V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание.